-
Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и меры поддержки обучающихся
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
- История образовательной организации
- Международное сотрудничество
- Доступная среда
- Организация питания
- Обучающимся
- Родителям
- Педагогам
- Учебный процесс
- Педагогический состав
- Все документы
- Объявления
- Опрос
- Отзывы
- Безопасность
- Антикоррупция
- ВПР и ДР
- Здоровьесбережение
- 76 лет победы в ВОВ
- ОВЗ
- Движение "Юнармия"
- Дистанционное обучение
- Наставничество
- НОКО
- Отдых и оздоровление
- Программа воспитания
- Финансовая грамотность
- Функциональная грамотность
- Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
- Школьный спортивный клуб "Земляне"
- Штаб воспитательной работы (ШВР)
- Календарь памятных дат военной истории России
- Россия - мои горизонты (профориентация)
Полезные ссылки
ОВЗ





На начало 2020-2021 г. в МБОУ СОШ №15 обучаются 3 учащихся с ОВЗ:
1.Обучающаяся по адаптированной основной образовательной программе основного общего образования для слабовидящих обучающихся (в.4.1), 5 класс
Обучающейся обеспечено учебное пространство в соответствии с ФГОС основного общего образования для обучающихся с ОВЗ. Обеспечены технические средства обучения, дополнительное освещение, осуществляется коррекция зрения очками, соблюдены правила организации рабочего место обучающейся. В занятиях с тифлопедагогом, педагогом-психологом обучающаяся не нуждается. Учебники, учебные пособия определены в соответствии с Федеральным перечнем учебников, в соответствии с ФГОС ООО для обучающихся с ОВЗ. Родителям обучающейся оказывается информационно-методическая помощь. Реализуется ГПРФ и ГПРО «Доступная среда». Обучающаяся посещает курсы внеурочной деятельности по направлениям: социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное.
2. Обучающаяся по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для детей с задержкой психического развития (в.7.2), 4 класс
Системно осуществляются занятия с педагогом-психологом по коррекции нарушений когнитивных функций; формированию функций программирования и контроля, произвольной регуляции, пространственных представлений, развитию мелкой моторики. Осуществляются занятия с учителем-дефектологом с целью более успешного усвоения программного материала; учителем-логопедом для коррекции нарушений письменной речи. Осуществляется наблюдение у невролога.
Учебники, учебные пособия определены в соответствии с Федеральным перечнем учебников, в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.
Педагогами ОУ системно осуществляется учебная деятельность по индивидуализации дидактического материала, форм организации контроля знаний в устной и письменных формах, видах учебной деятельности, что отражено конкретно в рабочих программах.
Обучающаяся посещает курсы внеурочной деятельности по направлениям: социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное.
3. Обучающийся по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для детей с расстройством аутистического спектра (в.8.2), 1 класс
Обучение осуществляется на дому. Осуществляются занятия с педагогом-психологом, педагогом-дефектологом, логопедом.
В общеобразовательном учреждении педагоги системно осуществляют подбор и разработку дидактических материалов; получают качественную консультативную помощь специалистов Регионального Ресурсного центра Ростовской области; посещают и активно работают на семинарах центра, участвуют в вебинарах дистанционно.
Большое внимание уделяется педагогическими работниками по соблюдению особенностей формирования УУД в соответствии с особенностями АООП НОО.
Осуществляется системное пополнение банка визуальных инструкций в символах PEKS, сопровождающих все самостоятельные действия обучающихся; индивидуальные правила поведения; вспомогательные средства: визуальный план действий, система поощрений, самостоятельные задания; специальные дидактические материалы (адаптированные, наглядные)
Организованы следующие обязательные коррекционные курсы:
-«Формирование коммуникативного поведения»;
-«Музыкально-ритмические занятия»;
-«Социально-бытовая ориентировка»;
-«Развитие продуктивной деятельности на элементарных заданиях, формирование стереотипных учебных навыков».
Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с РАС, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями). Информационно-просветительская работа включает: - проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей; - оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
-разработка буклетов об особенностях и проблемах обучения данной категории обучающихся; - психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности; - психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
Цель: повышение уровня социально-педагогической адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ за счет оптимизации взаимодействия ребенка, семьи, педагога.
Задачи:
· Помочь ребёнку в установлении нормальных отношений в обществе на основе обретения личностного смысла развития, творческого потенциала ребенка к коммуникативности;
· Помочь родителям в налаживании межличностных отношений с ребенком в привлечении их к обнаружению личностных проблем ребенка и проблем внутрисемейного воспитания и поиску путей их преодоления;
· Помочь педагогам в психолого-педагогической диагностики с целью дальнейшего выстраивания эффективного взаимодействия педагога и ребенка на пути его личностного развития и социальной адаптации.
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственный |
1 | Составление списков учащихся детей-инвалидов и детей с ОВЗ | Сентябрь | Социальный педагог |
2 | Внесение учащихся детей-инвалидов и детей с ОВЗ в списочный состав классов | По мере выявления | Зам. директора по УВР |
3 | Составление расписания уроков для детей-инвалидов с надомной формой обучения | Сентябрь | Зам. директора по УВР |
4 | Организация контроля над учебным процессом учащихся детей-инвалидов | Сентябрь, январь | Зам. директора по УВР |
5 | Посещение учащегося ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ на дому (определение условий проживания ребенка, его готовности к учебному году) | По мере необходимости в течение учебного года | Классный руководитель Социальный педагог |
6 | Обеспечить занятость в кружках и секциях во внеурочное время (по возможности) | Сентябрь | Классный руководитель |
7 | Психологическое обследование учащегося ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ | В течении года | Педагог-психолог |
8 | Консультирование родителей учащегося ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ | В течение года | Социальный педагог Педагог-психолог |
9 | Консультирование учащегося ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ | В течение года | Социальный педагог Педагог-психолог |
10 | Проведение коррекционных занятий с обучающимися детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ | В течение года | Педагог-психолог |
11 | Составление рекомендаций по подготовке домашних заданий детям-инвалидам и детям с ОВЗ | Ноябрь | Социальный педагог |
Информация об учреждениях, в которых возможно оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи детям:
Муниципальное бюджетное учреждение образования для детей «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «СоДействие» города Азова.
Сокращенное наименование: МБУО Центр «СоДействие» г. Азова
Директор: Машлакова Ирина Николаевна
Место нахождения: 346780, Ростовская область, г. Азов ул. Кондаурова, 53/47
Режим и график работы: Понедельник-пятница: с 8.00 до 16.30 часов Суббота — воскресенье: выходные.
Контактные телефоны: Директор, приемная МБУО Центр «СоДействие» г. Азова Тел.: +7 (863 42) 6-68-97, +7 (991) 363-64-34 E- mail: centrsazov@mail.ru Сайт: sodeystvie-azov.ru
Услуги:
Психолого-педагогическое консультирование, коррекционная, развивающая помощь логопеда, психолога, дефектолога, социального педагога, психолого-медико-педагогическая комиссия, диагностика развития детей
- ГБУСОН РО «Центр социальной помощи семье и детям - Дом семьи г.Азова»
Место нахождения:
Ростовская область, г.Азов, пр-т. Зои Космодемьянской, д.90А,
Контактные телефоны:
тел.: +7(86342) 4-07-02
тел/факс: +7 (86342) 4-21-62
Бухгалтерия: +7 (86342) 4-33-93
e-mail: domsemy@mail.ru
Режим и график работы:
Понедельник - Пятница с 8:00 до 17:00 час.
Суббота: (по предварительной записи специалистов Центра)
Обед: с 12:00 до 13:00, Выходной – воскресенье
Услуги: Социально – психологические, социально – педагогические, социально – бытовые, социально – медицинские, социально – трудовые, социально – правовые.
Совершенствование теоретических и практических знаний педагогических работников через ознакомление с методическими материалами и справочной литературой следующих сайтов:
http://www.autist.narod.ru – «Аутизм – болезнь XXI века?».
http://deti-kak-deti.org/index...– «Дети как дети».
http://www.kidsunity.org– портал «Единство детей»
http://www.osoboedetstvo.ru – «Особое детство»: помощь детям с нарушениями развития.
http://deti.nspu.ru/ovz/ – «Информационный ресурс для родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов».
https://vk.com/club71486190 – группа для родителей детей-инвалидов «Мы – вместе!»
http://ovz.zabedu.ru/ – информационный портал для родителей детей-инвалидов «Особый ребёнок»
https://www.logopedprofi.ru/de... . http://logoped.sad60.edusite.r... сайт учителя логопеда http://www.tiflocomp.ru - «Компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих».
http://speech-soft.ru – Информационный портал речевых технологий.
Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии:
1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, не вышло, в другой раз получится”.
2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
3. Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
5. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
8. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, предметы, игрушки и т.д.
9. Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
10. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это - “золотое правило реабилитации”.
В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь. Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д.
Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.
Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.
Зачастую родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, детки приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны. Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже.
Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.
Что касается самих родителей – не забывайте о себе! Деперссия - нередкий спутник родителей больного ребенка. Механизмом запуска для нее может послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадежность, невнимание близких и друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах ребенка, и бессонные ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными, бодрыми, уверенными. Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим. Из лекарств подойдут валериана и успокоительные травяные сборы, например шишки хмеля, пустырник, мята и валериана, о чем желательно проконсультироваться с врачами. Если врач все же пропишет антидепрессанты, не забудьте, что это временная мера! Психологическая поддержка может оказаться для вас одной из важных процедур на пути адаптации, как вас, так и вашего ребенка.
Очень важно найти того, кто сможет помочь вам, хотя бы на время, или просто даст выспаться. Преодолеть сложный период может социальный работник, психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период. Необходимо иметь возможность поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки. Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более конструктивное решение своей проблемы. Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, малыш станет чаще улыбаться и тем самым приближать свое выздоровление.
Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком, но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь.
Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку.
Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов:
- Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
- Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
- Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
- Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
- Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
- Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
- Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию
- Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
- Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.
- Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.
- Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.
- Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.
- Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.
- Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
- Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!
- Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
- Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.
- Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.
- Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
- Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.
- Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все.
- Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
Рекомендации родителям, имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР)
- диагноз ЗПР ставится врачом-неврологом.
- диагноз ЗПР означает, что ребенок развивается так же как и все остальные дети, только медленнее.
- чем раньше начнете занятия со специалистами, тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников.
- специалисты, которые помогут вашему ребенку: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед.
- для детей с ЗПР существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения, в которые принимают детей от 4 до 7 лет.
- чтобы попасть в специализированное учреждение необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
- документы, которые необходимо представить на комиссию: для детей с ЗПР - заключение логопеда, окулиста, отоларинголога, педиатра, психиатра.
Рекомендации родителям, имеющих детей с нарушением речи
- диагноз ставится врачом-логопедом.
- специалисты, которые помогут вашему ребенку: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог.
- для детей с нарушением речи существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения, в которые принимают детей от 4 до 7 лет.
- чтобы попасть в специализированное учреждение необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
- документы, которые необходимо представить на комиссию: для детей с нарушением речи - заключение логопеда, окулиста, отоларинголога, педиатра, невролога (для детей с общим недоразвитием речи).
- заключение логопеда, окулиста, отоларинголога, педиатра, психиатра (для детей с заиканием, дизартрией, задержкой речевого развития).
Рекомендации родителям, имеющих детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
- диагноз ставится хирургом-ортопедом.
- для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения, в которые принимают детей от 2 до 7 лет.
- чтобы попасть в специализированное учреждение необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
- документы, которые необходимо представить на комиссию: для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата - заключение хирурга-ортопеда.
Рекомендации родителям, имеющих детей с нарушением зрения
- диагноз ставится врачом-окулистом.
- для детей с нарушением зрения существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения, в которые принимают детей от 3 до 7 лет.
- чтобы попасть в специализированное учреждение необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). для детей с нарушением зрения - заключение окулиста.
Рекомендации родителям, имеющих детей с нарушением слуха
- диагноз ставится врачом-отоларингологом.
- для детей с нарушением слуха существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения, в которые принимают детей от 3 до 7 лет.
- чтобы попасть в специализированное дошкольное учреждение необходимо обратиться в городской сурдологический консультативно-диагностический центр или к доктору-специалисту.